Скромное обаяние Минусинска
Так, знаменитому Мартьяновскому музею исполнилось 130 лет, не менее популярному драматическому театру - 125, краевому колледжу культуры и искусства - 60 лет. И по праву, наверное, в этом году Минусинск был назван культурной столицей края (правда, звание это переходящее, но всё равно приятно).
Некоторые из юбиляров получили заслуженные награды. К примеру, Минусинский краеведческий музей имени Н. М. Мартьянова был удостоен губернаторского гранта в миллион рублей (об этом мы чуть позднее ещё расскажем). Главный режиссёр Минусинского драматического театра Алексей Песегов получил индивидуальный грант в сто тысяч рублей. Нет сомнений, что эти и другие награды вполне справедливы и будут использованы во благо родному городу и краю. А вот как живётся и работается другим, менее знаменитым и менее удачливым учреждениям и рядовым деятелям культуры?
Чем хорош Минусинск? Тем, что здесь всё рядом - и театр, и музей, и художественная школа, и картинная галерея. Вышел из гостиницы "Амыл", прошёл несколько шагов по заснеженной улице, вижу слева - архив, справа - отделение ФСБ, а вот и старинный одноэтажный домик, в котором, судя по мемориальной доске, проживал когда-то писатель Василий Ян (Янчевецкий), автор популярнейших исторических романов "Батый" и "Чингисхан". Прежде чем стать знаменитым писателем, он работал заместителем редактора местной газеты "Власть труда". Кстати, жаль, что в Минусинске до сих пор не создан литературный музей, ведь с этим городом были связаны судьбы таких хороших и разных писателей, как Алексей Черкасов, Сергей Сартаков, тот же Василий Ян и наш популярный современник Александр Бушков. Вообще, мне кажется, минусинцы не очень-то ценят писателей-земляков (впрочем, разве только они?). Многие ли здесь знакомы с творчеством талантливого молодого прозаика Романа Сенчина? А ведь его романы, повести и рассказы печатаются во всех литературных журналах, его книги издаются за рубежом. Но в минусинских магазинах его книг не найдёшь, как не найдёшь тут и книжки совсем молодой местной писательницы Лены Коростелёвой "По дороге на тот свет" (драматическая история девушки-наркоманки).
Прямо напротив моей гостиницы светятся окна пятиэтажки, где живут супруги Шадрины - Афанасий Артемьевич, старый журналист, ветеран "Красноярского рабочего", и Ирина Ефимовна, тоже большая энтузиастка в сфере культуры, ветеран Минусинского театра. Как ни встречу её, всё-то она хлопочет, и всё не за себя, за других, за молодых да ранних, за ту же Лену Коростелёву, к примеру. А недавно Ирина Ефимовна сдала в красноярское издательство "Буква" рукопись своей книги "Имён связующая нить", посвящённую истории родного театра. Эх, нашёлся бы кто из спонсоров, чтобы помочь издать эту нужную не только городу, но и краю книгу...
Ладно, иду дальше. Вижу - детская художественная школа, при ней - картинная галерея, созданная в 1990 году Василием Яковлевичем Крупским (к Надежде Константиновне никакого отношения не имеет!). Журналист, литератор, он прошёл Отечественную войну, был репрессирован, долгие годы был директором созданной им галереи на общественных началах, то есть совершенно бескорыстно. А чего удивляться-то? Знаменитый создатель и первый директор Минусинского музея Николай Михайлович Мартьянов - он ведь тоже был бескорыстным энтузиастом и на жизнь зарабатывал службой в аптеке.
А поведал мне об этом нынешний директор картинной галереи Дмитрий Дмитриев, довольно молодой ещё человек с бородкой. Он же предложил посмотреть открывшуюся здесь недавно посмертную выставку "Белая птица" минусинской художницы Любови Пономарёвой, которая, как и многие местные живописцы, явно была под влиянием Андрея Поздеева. Кстати, в фондах галереи есть несколько поздеевских работ, а в ближайшее время здесь откроется выставка его произведений из фондов Красноярского художественного музея имениВ. И. Сурикова. Выставка эта организована за счёт краевой программы "Культура Красноярья".
- Спасибо за эту программу, ведь у нас своих денег на организацию таких выставок нет, - признался Дмитрий Александрович. - Сейчас нас тут двое работает - я и искусствовед, годовой бюджет галереи (не считая зарплаты) - всего двенадцать тысяч рублей. На эти деньги ничего не купишь, не отреставрируешь, а многие картины нуждаются в реставрации. Обидно, что культура у нас продолжает оставаться на задворках. Надо реабилитировать само это понятие, ведь культура - это сердце народа!
Любоваться фондами галереи было мне и радостно, и грустно. Вот уж точно - в тесноте и в обиде! Среди груды хранящихся прямо в коридорах холстов я приметил несколько ярких картин замечательного минусинского живописца Сергея Бондина. Тоже ведь типичная судьба недооценённого художника, по работам которого ещё будут изучать историю культуры Минусинска. А сейчас он проживает (вернее сказать, прозябает) с женой и пятью детьми в однокомнатной квартире. Без мастерской, разумеется. Жена его Варвара - тоже художница, любительница, видел я её красивые и наивные картины.
Побывал в тот день и в Минусинском музее декабристов (единственном в крае), отметившем в этом году своё первое десятилетие (тоже ведь юбилей!). Инициатором создания этого музея был Владимир Ковалёв, бывший директор Мартьяновского музея. Тоже, кстати, замечательный энтузиаст, работавший из любви к родному краю, а не ради почестей. А сколько было таких патриотов-энтузиастов среди рядовых горожан, простых минусинцев, приносивших из дома в дар тому же музею декабристов старинные вещи.
Сами же декабристы были, как известно, подлинными миссионерами-просветителями, научившими минусинцев очень многому - и школьному образованию, и любви к чтению и хорошей музыке, и тому, как сажать сады, и как выращивать знаменитые ныне на всю страну помидоры и арбузы.
Эдуард РУСАКОВ.
НА СНИМКЕ: Храм Спаса Преображения.
Фото Валерия БОДРЯШКИНА.